bgv10 (bgv10) wrote,
bgv10
bgv10

Categories:

Наивные вопросы к Фейхтвангеру.

Прочла роман Лиона Фейхтвангера "Иеффай и его дочь" в рамках все того же Флэшмоба и, пожалуй, впервые, не знаю, что сказать. Тут много причин.
Во-первых, - тема. Пересказ ветхозаветной притчи. Ветхозаветной! Сколько людей ее уже слыхали и пересказывали! Это же аксиома. Если какой-то смысл в обсуждении?
Второе. Еврейская вечная история. Наверное, это сложно и для самих евреев.
Само произведение-то, конечно, опишу, но углубляться в тему не стану. Это очень далеко от меня, очень. Ветхий завет, да еще еврейского толкования... Я об этом почти ничего не знаю, да и, если честно, не особо хочу. Библия - это целая наука, изучать ее нужно с азов, или уж совсем не изучать. Иначе, получишь хаос в голове, примерно такой, как у меня.
Но все же зачем? Что-то ведь хотел донести писатель-еврей пересказом именно этой библейской истории? Неужели, дело только в скандальности сюжета? Наверное, не только, тогда что? У кого-то есть, наверняка, соображения по этому поводу, но только не у меня.
А у меня только вопросы. Наивные. Их много, но два попробую изложить.
Итак. Дано:
Притча.
Книга Судей, глава 11, стихи 30-36
"И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение.
И пришел Иеффай к Аммонитянам - сразиться с ними, и предал их Господь в руки его; и поразил их поражением весьма великим, от Ароера до Минифа двадцать городов, и до Авель-Керамима, и смирились Аммонитяне пред сынами Израилевыми.
И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери.
Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз [о тебе] уста мои пред Господом и не могу отречься.
Она сказала ему: отец мой! ты отверз уста твои пред Господом - и делай со мною то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам"

shnor_iied

Так увидел события немецкий художник Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (1794–1872 г.г.) Гравюра по дереву.

Казалось бы, все понятно и просто, хотя дико и страшно.
Но не все так просто получилось у писателя.
Начало истории было таким же. Манера подачи притчи понравилась. Сухими и точными фразами писатель описывает жизнь древнего Израиля, его жителей, происходящие события. Никакой цветистости, ненужных фантазий и пошлости. Конечно, это перевод, но перевод с немецкого, который я немного знаю и переводчику верю.
Умирает судья одной из стран Израиля, и встает вопрос о новом наследнике судье. У умершего судьи было три сына, и ни один из них не стремится стать новым судьей. Есть еще один, Иеффай, самый любимый и самый подходящий на роль судьи, но он незаконнорожденный. После долгих дебатов, семья все же отказывает ему в наследовании, и Иеффай с женой-аммониткой и дочерью, а так же с семьей сестры уходит в пустыню.
Благодаря уму, храбрости, находчивости, подчас изворотливости Иеффай, завоевывая несколько окрестных городов, становится богатым и знаменитым.
Тем временем на бывшую родную страну надвигается опасность. Ее окружили войска аммонитов. Понимая, что противник намного сильнее, семья Гилеада просит помощи Иеффая, который соглашается помочь в обмен на кресло судьи и возвращение наследства.
Все так пока, как в притче.
Но дальше есть нелогичное, на мой взгляд, отступление. Окружение Иеффая, понимая, что война будет трудной, настаивает на просьбе о помощи другого родственного племени. Иеффая охватывает гордыня, он не хочет идти на поклон и решает выиграть войну в одиночку. Но удача не на его стороне. Тогда он, в самый разгар боя и дает эту клятву Господу.
В итоге, побежденный, с горсткой людей он спасается на высокой горе. Вдруг он видит, что враг бежит.
Сначала он верит в помощь Господа, но затем узнает, что это соседи расправились с врагом. Те, которых он не просил, но вместо него попросил их о помощи старый священник.
Иеффаю не нравится происходящее, он не хочет делиться славой победителя и , более того, убивает послов дружественной страны, хотя и понимает, что вместо союза породил более жестокую беду, чем та, которую преодолел.
Тем не менее он возвращается с войны победителем, и первой ему на встречу идет дочь.
Иеффай мучается, думает, как предотвратить несчастье, но ничего не может придумать, он боится Господа.
И вот первый вопрос. Разве не очевидно, что Господь не помогал Иеффаю, зачем же приносить жертву? Иеффай лукавит, он ЗНАЕТ, что не он победитель аммонитов, и приносит любимую дочь в жертву? Господь, если он справедлив, не ждал этой жертвы.
Иеффай уже дважды преступник. Он должен был принести в жертву себя.
Второй вопрос вытекает из первого? Кто он был, этот Господь, если ему приносили человеческие жертвы, зачем?
Почему за него нужно было убивать людей другой веры? Чем он был лучше?
Израильтяне, борющиеся за Господа, те, как их описал Автор, совсем не вызывают симпатии. Злые, коварные, жестокие, куда страшнее тех же Аммонитов. Неужели цель оправдывала средства?
Наверное, автор знал, как все это не просто - еврейский вопрос.
Subscribe

  • Мартовское чтение. Детективы и кое-что еще

    Сегодня Благовещенье. Птичка гнезда не вьет, девушка косы не плетет. Поэтому с чистой совестью отложила неотложные дела и вот пишу. Здесь собрала…

  • Мартовское чтение: преданья старины...

    Снега и морозы конца февраля и начала марта позволили немного отдохнуть. Читала, вязала, даже несколько сериалов просмотрела под вязание. Для "чтения…

  • Февральское чтение - 2

    Хотя уже март шагает по планете, перцы вовсю тянутся к свету, микроскопические петунии (целых 4 штуки) показались, но у меня пока оставшееся…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments